ПМ 02. Сестринское дело в терапии.

Ситуационные задачи с манипуляциями

 

Задача № 1

В пульмонологическом отделении находится пациентка С. 35 лет с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.

Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетке, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. Пациентка подавлена.

Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 уд в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при аускультации крепитируюшие хрипы. Пульс 110 уд/мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт.ст., тоны сердца приглушены.

 

Задания

1. Решите проблему пациентки лихорадка; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2.  Продемонстрируйте измерение t0 тела и запись в температурном листе.

 

Эталон ответа

Краткосрочная цель:  снижение температуры тела в течение 3-5 дней

Долгосрочная цель:  поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки

 

План сестринского вмешательства.

1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа (для контроля за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному).

2. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника) (для снижения интоксикации)

3. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах (для ликвидации сухости слизистой рта и губ)

4. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры (для предупреждения травм)

5. Измерять АД и пульс, частоту дыхания (для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности)

6. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи (для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней).

7. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии (для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС)

8. При критическом понижении температуры (для профилактики острой сердечной недостаточности):

1.      приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

2.      вызвать врача

3.      обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай

4.      сменить белье, протереть насухо

Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.

Студент демонстрирует измерение температуры t0 тела и запись в температурный лист

 

Задача № 2

      Пациент Н. 17 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ревматизм, активная фаза. Ревматический полиартрит.

      Жалобы на повышение температуры до 37,80С, боли в коленных, локтевых, лучезапястных суставах летучего характера, неприятные ощущения в области сердца, общую слабость,  снижение аппетита. Больным себя считает в течение двух недель, заболевание связывает с перенесенной ангиной. Пациент плохо спит, тревожен, выражает беспокойство за исход болезни, боится остаться инвалидом.

      Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, коленные, локтевых, лучезапястных суставы отечны, горячие на ощупь, болезненные, кожа над ними гиперемирована, движение в суставах не в полном объеме. В легких патологических изменений нет, ЧДД=18 уд в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичные, пульс  92 уд/мин., АД=110/70 мм рт.ст.

 

Задания

1. Решите проблему пациента боли в суставах; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Продемонстрируйте технику измерения АД, отметьте в температурном листе

 

Эталон ответа

Краткосрочная цель:  пациент отметит снижение болей в суставах к концу 7-го дня стационарного лечения.

Долгосрочная цель:  пациент отметит исчезновение болей и восстановление функции суставов к моменту выписки.

План сестринского вмешательства.

1. Обеспечить лечебно-охранительный режим пациенту (для создания психоэмоционального комфорта и профилактики возможных осложнений заболеваний).

2. Укрыть теплым одеялом, обеспечить его теплом (для снятия болей)

3.Ставить компрессы на область болезненных суставов по назначению врача (для снятия воспаления)

4. Следить за диурезом пациента (для контроля водно-электролитного баланса)

5. Следить за деятельностью кишечника (для профилактики запоров)

6. Провести беседу с родными по обеспечению пациента питанием в соответствии с диетой № 10 (для уменьшения задержки жидкости в организме)

 

Оценка:  пациент отмечает исчезновение болей, отеков, восстановление функций пораженных суставов, демонстрирует знания по профилактике ревматизма. Цель достигнута.

Студент демонстрирует технику измерения АД, запись в температурном листе.

 

 

 

 

 

Задача № 3

            В стационар поступил пациент Л. 25 лет с диагнозом язвенная болезнь 12-перстной кишки.

            Жалобы на острые боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, нередко ночью, отрыжку кислым, изжогу, запоры, похудание. Аппетит сохранен. Больным себя считает около года, однако к врачам не обращался. Работа связана с нервным перенапряжением, много курит. Пациент обеспокоен состоянием своего здоровья, снижением трудоспособности.

            Объективно: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, подкожно-жировая клетчатка развита слабо. Со стороны легких и сердечнососудистой системы патологии нет. Язык обложен бело-желтым налетом. При пальпации живота отмечается резкая болезненность справа от средней линии живота выше пупка. Печень и селезёнка не пальпируется.

            Пациенту назначено исследование кала на скрытую кровь.

 

 

 

 

Задания

1.  Решите проблему пациента: боли в  эпигастрии; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Расскажите подготовку пациента к обследованию и продемонстрируйте манипуляцию забора кала на скрытую кровь.

 

Эталон ответа

Краткосрочная цель:  пациент отмечает уменьшение болей к концу недели

Долгосрочная цель:  пациент не предъявляет жалоб к моменту выписки

 

План сестринских вмешательств

1. Обеспечить удобное положение в постели (для облегчения состояния больного, для скорейшей регенерации язвы)

2. Контролировать постельный режим (для уменьшения болей, профилактики кровотечения)

3. Диета № 1а, 1б, 1.

    Исключить соленое, острое, жаренное, частое дробное питание малыми порциями (для исключения продуктов, вызывающих раздражение слизистой оболочки 12-ти перстной кишки).

4. Провести беседу с родственниками об обеспечении рационального питания пациента (для эффективного лечения)

5. Беседа с пациентом о приеме и побочных эффектах антацидных препаратов (для предотвращения побочных эффектов при приеме антацидов)

6. Выполнение назначений врача.

 

            Оценка: пациент отмечает значительное улучшение самочувствия, демонстрирует знания о мерах профилактики этого заболевания. Цель достигнута.

            Студент демонстрирует манипуляцию забор крови на скрытую кровь

 

 

 

 

Задание № 4

            Пациентка С., 40 лет, поступила в стационар на лечение с диагнозом хронический холецистит, стадия обострения.

            Жалобы на ноющие боли в правом подреберье, усиливающиеся после приема жирной пищи, тошноту, по утрам горечь во рту, однократно была рвота желчью, общую слабость. Считает себя больной около 7 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, которое связывает с приемом обильной, жирной пищи.

            Объективно: состояние удовлетворительное, подкожно-жировая клетчатка выражена избыточно, кожа сухая, чистая, отмечается желтушность склер, язык сухой, обложен серо-белым налетом. При пальпации болезненность в правом подреберье. Симптомы Ортнера и Кера положительные. Пульс 84 уд/мин. АД 130/70 мм рт.ст., ЧДД 20 в мин

 

Задания

1. Решите проблему пациента: боль в правом подреберье;  сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Подготовьте все для сбора кала на общий анализ (копрограмма)

Эталон ответа

Проблема пациента – боль в правом подреберье

Краткосрочная цель:  пациентка отметит стихание болей к концу 7-го дня стационарного лечения

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на боли в правом подреберье  к моменту выписки

 

 

 

 

План сестринских вмешательств

1. Обеспечение диеты № 5а (для максимального щажения желчного пузыря)

2. Беседа о сути её заболевания и современных методах его диагностики, лечения, профилактики (для уменьшения беспокойства за исход лечения, снятия тревоги за своё будущее)

3. Провести беседы с пациенткой о подготовке к дуоденальному исследованию (для повышения эффективности лечебно – диагностических процедур)

4. Проведение беседы с пациенткой об обеспечении питания с ограничением жирных, соленых, жареных, копченых блюд  (для предупреждения возникновения болевого синдрома)

 5. Обучение пациентки методике проведения тюбажа (для снятия спазма желчных ходов, оттока желчи)

6. Наблюдение за состоянием и внешним видом пациентки (для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений)

 

            Оценка эффективности:  пациентка отмечает снижение интенсивности болевого приступа. Цель достигнута.

            Студент демонстрирует технику забора кала на копрограмму

 

 

Задача № 5

            Пациент Р., 30 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом обострение хронического пиелонефрита.

Жалобы на повышение температуры, тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациента хронический пиелонефрит в течение 6 лет.

            Объективно: температура 38,80С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно – жировая клетчатка слабо развита. Пульс 98 уд/мин., напряжен, АД 150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.

            Пациенту назначен общий анализ мочи.

 

Задания 

1. Решите проблему пациента: частые болезненные мочеиспускания; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Продемонстрируйте сбор мочи на общий анализ мочи. Оформите направление.

 

Эталон ответа

 

            Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение дизурии к концу недели

            Долгосрочная цель: исчезновение дизурических явлений к моменту выписки пациента и демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.

 

План сестринских вмешательств

1. Обеспечение постельного режима и покоя (для уменьшения физической и эмоциональной нагрузки)

2. Обеспечение диетическим питанием с ограничением поваренной соли (исключит из питания острое, соленое, копченное) (для предотвращения отеков и уменьшение раздражения слизистой чашечно – лоханочной системы)

3. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД) (для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений)

4. Обеспечение пациента обильным питьем до 2 – 2,5 л в сутки (минеральная вода, клюквенный морс, настой шиповника) (для создания форсированного диуреза, способствующего купированию воспалительного процесса)

5. Обеспечение личной гигиены пациента (для создания комфорта пациента и профилактики вторичной инфекции)

6. Обеспечение пациента предметами ухода (для обеспечения комфортного состояния пациенту и уменьшение болей)

7. Проведение беседы об обеспечении полноценного и диетического питания с усиленным питьевым режимом (для повышения иммунитета и защитных сил организма пациента)

 

            Оценка: пациент отмечает значительное улучшение состояния, боли в поясничной области исчезли, дизурические явления отсутствуют. Цель достигнута.

            Студент демонстрирует сбор мочи на общий анализ мочи

 

 

 

 

Задача № 6

            В стационар поступила пациентка 30 лет с диагнозом железодефицитная анемия.

            Жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительная, пассивна, малоразговорчива.

            Объективно: бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации – систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд/мин. АД 100/60 мм рт. ст.

            Анализ крови: Нв – 75 г/л, эритроциты 3,9 х 1012/л, цветной показатель 0,8, лейкоциты –     4,5 х 109/л, СОЭ 20 мм/час

 

Задания

            1. Решите проблему пациента: отсутствие аппетита, извращение вкуса; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Продемонстрируйте определение Ps и заполнение в температурный лист

 

Эталон ответа

            Краткосрочная цель: улучшение аппетита в течение одной недели

            Долгосрочная цель: восстановление аппетита ко дню выписки

 

План сестринских вмешательств

1. Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа (для ликвидации дефицита железа в пище)

2. Беседа с пациенткой о продуктах, содержащих железо (для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме)

3. Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе (для лучше оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита)

4. Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД (для ранней диагностики осложнений со стороны сердечнососудистой системы)

5. Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов (для предупреждения запоров при приеме препаратов железа)

6. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты (для предупреждения разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты)

 

            Оценка: у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.

            Студент демонстрирует технику определения Ps и заполнение в температурном листе

 

 

Задача № 7

            Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет 1 типа.

            Жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.

            В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, плохо спит, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно – жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд/мин., АД 140/90 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.

 

Задания

            1. Решите проблему пациента: жажда; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

            2. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к 10 ЕД

 

Эталон ответа

            Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина

            Долгосрочная цель: у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина

 

План сестринских вмешательств

1. Обеспечить питание согласно диете №9 (для нормализации углеводного обмена)

2. Обеспечить пациенту лечебно – охранительный режим (для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы)

3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни (для активного участия пациента в лечении)

4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче (для коррекции дозы инсулина)

5. Обеспечить гигиенический уход за кожными покровами (для предупреждения присоединения инфекции)

6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина (для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе)

7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания) (для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии)

8. Повести беседу с пациентом о питании в соответствии с диетой №9 (для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений)

 

            Оценка: пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; продемонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.

            Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия

 

Задача № 8

            В эндокринологическом отделении на стационарном лечении находится пациентка М. 38 лет с диагнозом диффузно токсический зоб

            Жалобы на сердцебиение, потливость, чувство жара, слабость, дрожание пальцев рук, похудание, раздражительность, плаксивость, нарушение сна, снижение трудоспособности. Пациентка раздражительна по мелочам, суетлива.

            Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные и горячие на ощупь, отмечается тремор конечностей и экзофтальм, щитовидная железа увеличена («толстая шея»). При перкуссии – границы сердца расширены влево, при аускультации тоны сердца громкие и ритмичные, выслушивается систолический шум. Температура тела 37,20С. Пульс 105 уд/мин., АД 140/90 мм рт. ст. ЧДД 20 в мин.

            Пациентке назначено исследование крови на Т3, Т4, ТТГ.

 

Задания

            1. Решите проблему пациента: сердцебиение; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Продемонстрируйте на фантоме метод взятия крови из вены для биохимического исследования. Оформите направление

 

 

Эталон ответа

            Краткосрочная цель: сердцебиение уменьшится к концу 1-ой недели

            Долгосрочная цель: восстановление сердечного ритма к моменту выписки

 

План сестринских вмешательств

1. Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима пациентом (для исключения физических и эмоциональных нагрузок)

2. Обеспечить проветривание палаты, влажную уборку, кварцевание (для устранения гипоксии, обеспечения комфортных гигиенических условий)

3. Обеспечить пациентке дробное, легко усвояемое, богатое витаминами питание (для восполнения энергетических затрат, так как у пациентки высокий основной обмен)

4. Наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс, ЧДД., взвешивать (для ранней диагностики тиреотоксического криза)

5. Провести беседу с пациентом и родственниками о сущности заболевания (для профилактики осложнений, активного участия пациентки в лечении)

 

            Оценка: цель достигнута, частота пульса пациентки в пределах нормы после курса лечения

            Студент демонстрирует метод взятия крови из вены для биохимического исследования.

 

 

 

Задача № 9

            Пациент А., 70 лет, поступил в клинику на обследование с предварительным диагнозом центральный рак легкого.

            У пациента кашель с отделением мокроты слизистого характера, одышка, слабость, периодическое повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Жалуется на жару и духоте в палате, с чем связывает плохой сон, головные боли. В полости носа образовались корочки, затрудняющие носовое дыхание, дышит через рот. Отмечает усиление одышки в горизонтальном положении. При попытке лечь повыше всё время сползает вниз. Пациент обеспокоен свои состоянием, утверждает, что мать умерла от онкологического заболевания, и ожидает такого же исхода.

            Кожные покровы бледные. ЧДД 24 в минуту, пульс 92 в минуту удовлетворительных качеств, АД 120/70 мм рт. ст.

 

Задания

            1. Решите проблему пациента: одышка; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

            2. Продемонстрируйте сбор мокроты на атипичные клетки

 

Эталон ответа

            Цель: одышка уменьшится в течение суток

 

План сестринских вмешательств

1. М/с обеспечит пациенту возвышенное изголовье в постели, по возможности используя функциональную кровать. Одновременно сестра применит упор для стоп (пациент сможет занимать положение, облегчающее дыхание)

2. М/с будет проветривать палату регулярно по графику (обеспечение доступа свежего воздуха)

3. М/с будет регулярно проводить очищение полости носа (обеспечение свободного дыхания через нос)

5. М/с будет следить за состоянием пациента: цвет кожных покровов, показатели гемодинамики (контроль)

 

            Оценка: пациент отметил облегчение дыхания. Цель достигнута

            Студент демонстрирует сбор мокроты на атипичные клетки

 

 

 

Задача № 10

            Пациентка В., 40 лет поступила в кардиологическое отделение областной больницы с диагнозом: «ревматоидный полиартрит». Предъявляет жалобы на сильные боли в мелких суставах стоп и кистей, синдром утренней скованности, ограничение движений в этих суставах, субфебрильная температура. С трудом обсуживает себя, не может самостоятельно умыться, причесаться, застегнуть пуговицы, особенно утром. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится ухудшения состояния.

Кисти и стопы отечны, движения в них ограничено из-за их деформации

 

Задания

            1. Решите проблему пациентки: дефицит самоухода; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода при приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

            2. Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечной инъекции

 

Эталон ответа

            Цель: обеспечить пациентку уходом и информацией о самоуходе в течение недели

 

План сестринских вмешательств

1. М/с обеспечит пациентке физический и психологический покой (для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставе)

2. М/с придаст удобное положение суставам, положит подушки и валики под пораженные суставы (для фиксации сустава в физиологическом положении и уменьшении боли)

3. М/с будет помогать пациентке при осуществлении мероприятий личной гигиены, переодевании, приёме пиши и питья, физиологических отправлениях в первой половине дня (для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах, травматизации пораженных суставов)

4. М/с будет контролировать соблюдение пациенткой предписанного режима физической активности (для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставе)

5. М/с будет беседовать с пациенткой о необходимости постепенного расширения двигательной активности, выполнения рекомендованного врачом комплекса ЛФК. Во второй половине дня пациентка должна стараться самостоятельно справлять с самоуходом там, где это возможно (для профилактики анкилозов)

 

            Оценка: пациентка с помощью сестры справляется с активностью повседневной жизни. Возможности самоухода постепенно расширяются. Цель достигнута

            Студент демонстрирует технику внутримышечной инъекции согласно алгоритму манипуляции

 

Задача №11

Пациентка 21 год поступила в гематологическое отделение стационарное лечение с диагнозом острый миелобластный лейкоз. Предъявляет жалобы на быструю утомляемость, похудание, повышение температуры тела до субфебрильных цифр, склонность к появлению подкожных кровоизлияний, сильные боли в полости рта и глотки. Из-за болей при глотании затруднен прием пищи и жидкости. Отмечает отсутствие вкуса у пищи, хотя аппетит сохранен.

На конечностях множественные мелкие подкожные кровоизлияния. Слизистые полости рта  и глотки гиперемированы, кровоточат при дотрагивании, на деснах изъязвления, язык обложен, гнойный налет на миндалинах.

Температура 37,7˚С, пульс 88 уд/мин, удовлетворительных качеств, АД 120/80 ммт.ст., ЧДД 18 в мин.

Задания:

  1. Решите проблемы пациентки: испытывает трудности при приеме пищи и жидкости из-за воспаления слизистой оболочки рта. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Заполните капельную систему.

Эталон ответа:

План сестринского ухода

  1. М/с обеспечит пациентке удобный прием  полужидкой, негорячей, легкоусвояемой пищи в течение 3-х дней. (Максимальное щажение слизистой рта и глотки)
  2. М/с обеспечит прием обильного количества витаминизированной жидкости (некислые соки, кисель, морс, компот) ( Уменьшение интоксикации)
  3. М/с проведет беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания.(Повышение защитных сил организма)
  4. М/с выделит пациенте отдельную посуду и обеспечит дезинфекцию всех предметов ухода. (Обеспечение инфекционной безопасности пациента)
  5. М/с рекомендует пациентке полоскать ротовую полость растворами антисептиков после каждого приема пищи ( растворы соды, фурацилина, борной кислоты, перманганата калия) ( Подавление  патогенной микрофлоры)

 

 

 

Задача №12

Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии.

Пациентка предъявляет жалобы на периодические сильные головные боли в затылочной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает регулярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше.

Пациентка избыточного питания (при росте 162 см, вес 87 кг). ЧДД 20 в мин, пульс 80 в минуту, ритмичный напряжен, АД 180/120 ммт.ст.

Задания:

  1. Решите проблему пациентки: дефицит знаний  об образе жизни при артериальной гипертензии. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Продемонстрируйте технику измерения АД и запись в температурном листе.

Эталон ответа:

ü  Не представляет, как правильно питаться при артериальной гипертензии;

ü  Не понимает необходимости ограничения соли и жидкости, пьет много кофе;

ü  Не умеет измерять себе артериальное давление;

ü  Не понимает, что важно регулярно принимать предписанные врачом лекарства;

ü  Плохо спит;

ü  Не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни.

План сестринского ухода:

  1. М/с объяснит необходимость соблюдения диеты № 10. (С целью ограничения соли и жидкости для снижения АД)
  2. М/с обеспечит возвышенное положение в постели. (С целью уменьшения притока крови  к головному мозгу и сердцу)
  3. М/с проведет беседу с пациенткой и родственниками об устранении факторов риска (излишний вес, несоблюдение диеты) (С целью снижения АД)
  4. М/с проведет беседу с пациенткой о необходимости постоянного приема лекарственных препаратов. (С целью поддержания АД на нормальных цифрах и профилактики осложнений)
  5. М/с обучит пациентку измерять АД.  (С целью дать возможность пациентке постоянно самой контролировать уровень АД)
  6. М/с обеспечит взвешивание пациентки и контроль суточного диуреза. (С целью выявления задержки жидкости и контроля за весом)

Задача № 13

Пациент 48 лет поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет, инсулинозависимая форма, впервые выявленный.

Предъявляет жалобы на сухость во рту, жажду (выпивает до 5 литров в сутки), частое обильное мочеиспускание, слабость. Заболел недавно, но знает, что при диабете ни при каких обстоятельствах нельзя есть сладкое. Волнуется, что возможно придется «жить на уголках».

Сознание ясное. Рост 178 см, вес 75 кг. Кожные покровы бледные, сухие. На слизистой оболочке нижней губы трещина. Пульс 88 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения, АД 120/80 ммт.ст., частота дыхания 18 в мин.

Задания:

  1. Решите проблему пациента: дефицит знаний о заболевании. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Обучите пациента правилам сбора мочи на сахар. Оформите направления.

Эталон ответа:

План сестринского ухода:

  1. М/с обучит и обеспечит строгое соблюдение диеты № 9, исключая раздражающую, острую, сладкую и соленую пищу.( Нормализация обменных процессов в организме, прежде всего углеводного и жирового обмена)
  2. М/с осуществит уход за слизистыми ротовой полости. (Профилактика присоединения инфекции, появления новых трещин)
  3. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течении 30 минут. (Обогащение воздуха кислородом, улучшающие очистительные процессы в организме)
  4. М/с обеспечит психологическую поддержку пациенту и его досуг. (Использование приемов отвлечения)
  5. М/с познакомит с пациентом с таким же заболеванием с благополучным течением. (Для адаптации больного к заболеванию)

 

Задача №14

Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет I типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диетического питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».

Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы телесного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоянии, отросшие. Пульс 78 ударов в минуту, ритмичный, АД 120/80 ммт.ст., ЧДД 18 в минуту, температура тела 36,8˚С. Рост 168см, масса тела 60кг.

Задания:

  1. Решите проблему пациентки: постоянный зуд. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Продемонстрировать сбор мочи на гюкозурический профиль. Оформить направление.

Эталон ответа:

План сестринского ухода:

  1. М/с обеспечит физический и психический покой пациентке, постельный комфорт.(Для улучшения общего состояния)
  2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты №9, исключая раздражающую, острую, сладкую и соленую пищу. ( Для нормализации углеводного обмена)
  3. М/с обеспечит гигиену кожи пациентки(обтирание, душ, ванна). Пациентка с помощью сестры привет ногти в порядок. (Профилактика возможно инфицирования)
  4. М/с осуществит уход за кожей, за промежностью, используя растворы антисептиков по назначению врача. (Для уменьшения кожного зуда и профилактики инфицирования расчесов)
  5. М/с обеспечит смену хлопчатобумажного нательного и постельного белья по мере загрязнения. (Для улучшения комфортного состояния)
  6. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течении 30 минут перед сном. (Обогащения воздуха кислородом)
  7. М/с обучит сбору анализа мочи на глюкозурический профиль. (Для подбора дозы инсулина)

Задача № 15

Пациентка 45 лет находится в нефрологическом отделении с диагнозом: хронический гломерулонефрит. Предъявляет жалобы на общую слабость, одышку, головную боль, тошноту, отеки, сниженный аппетит, плохой сон.

Состояние тяжелое. Сидит в постели в подушках почти без движения. Кожные покровы бледные, акроцианоз, лицо одутловатое, отеки на ногах, пояснице, ЧДД 32 в минуту, пульс 92 удара в минуту, ритмичный, напряженный, АД 170/100 ммт.ст.. Живот увеличен в объеме за счет выраженного асцита.

Врачом назначен постельный режим.

Задания:

  1. Решите проблему пациентки: слабость. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Продемонстрировать сбор мочи по Зимницкому.

Эталон ответа:

ü  Не может обслуживать себя самостоятельно из-за необходимости соблюдать постельный режим и общей слабости;;

ü  Не может спать в горизонтальном положении из-за асцита и усиления одышки;

ü  Пациентка самостоятельно не справляется со стрессом, вызванным болезнью;

ü  Предъявляет жалобы на отсутствие аппетита;

ü  Риск нарушения целостности кожи( трофические язвы, пролежни, опрелости);

ü  Риск развития атонических запоров.

План сестринского ухода:

  1. М/с обеспечит соблюдение постельного режима. (Для улучшения почечного кровотока и увеличения диуреза)
  2. М/с проведет беседу с пациенткой и его

 

 

 

Задача №16

Пациент 27 лет впервые госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: «Хронический гастрит типа В». Предъявляет жалобы на частую изжогу, ноющую боль в подложечной области после еды, пониженный аппетит. От изжоги по совету родственника избавляется с помощью частого приема соды в больших количествах.

Состояние удовлетворительное, рост 185 см, масса тела 70 кг, кожные покровы обычной окраски, температура тела 36,6˚С, пульс 72 в мин., АД 110/70 ммт.ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии.

Задания:

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Продемонстрировать на муляже технику очистительной клизмы.

Эталон ответа:

ü  Не может принимать пищу и жидкость, спать и отдыхать из-за сильной изжоги;

ü  Не знает о вреде приема соды в больших количествах при изжоге;

ü  Снижение аппетита.

План сестринского ухода:

  1. М/с рекомендует пациенту соблюдать диету №1. (Максимальное щажение желудка)
  2. М/с рекомендует пациенту отказаться от продуктов, вызывающих изжогу (сладкие соки, кисели, варенье, ягоды) (Предотвратить появление изжоги)
  3. При появлении изжоги м/с  обеспечит пациенту прием стакана теплого молока или щелочной минеральной воды без газа. (прекратить изжогу)
  4. М/с побеседует с родственниками о характере передач.

 

Задача №17

Женщина 38 лет госпитализирована в терапевтическое отделение с диагнозом сахарный диабет I типа.

Пациентка умеет самостоятельно вводить инсулин, старается соблюдать диету при данном заболевании, жидкости употребляет около 1,5 литров сутки (несладкие соки, чай, минеральная вода), рост 168см, масса тела 65 кг.

В последнее время стала отмечать появление болей в ногах при быстрой или длительной ходьбе, ноги зябнут, часто бывают парастезии. Кожа обеих ног бледная, сухая, чувствительность кожи снижена, имеются участки гиперкератоза. На вопрос м/с  об уходе за ногами ответила, что часто моет их пемзой, любит ходить без обуви, чтобы «ноги дышали».

Задания:

  1. Решите проблему пациентки: дефицит знаний об уходе за ногами. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Продемонстрируйте технику в/в введения.

Эталон ответа:

План сестринского ухода:

  1. М\с подробно расскажет об особенностях ног и стрижки ногтей. (Профилактика микротравм)
  2. М/с научит правильно подбирать обувь, носки, чулки .(Профилактика нарушения кровоснабжения)
  3. М/с расскажет о вреде хождения без обуви и нежелательности применения грелки. (Профилактика микротравм и ожогов)
  4. М/с обучит пациентку специальным упражнениям для ног. (Улучшение кровообращения)
  5. М/с снабдит памяткой по уходу за ногами при диабете. (Закрепление знаний)

 

Задача №18

В поликлинику на прием к терапевту обратилась молодая женщина 27 лет, с жалобами на слабость, головокружения, сердцебиение при подъеме на 2 этаж (живет на 4 этаже, в доме без лифта), сухость кожи, извращение вкуса - ест уголь, мел, запор. Находится в послеродовом отпуске – ребенку 7 месяцев, кормит грудью. Муж в командировке.

Объективно: кожа бледная, сухая. ЧСС 90 в минуту( при нагрузке), ЧЧДД 20 в минуту, АД 100/70 мм.рт.ст.(р.д.- 110/70 мм.рт.ст.)

Врачебный диагноз: железодефицитная анемия.

Задания:

  1. Решить проблему пациентки: дефицит знаний о заболевании. Сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Продемонстрировать технику масляной клизмы.

Эталон ответа:

План сестринского ухода:

  1. Режим палатный, научить правильно вставать, по возможности убрать предметы с острыми углами.( уменьшить нагрузку на миокард. Уменьшить риск травм)
  2. Диета №15, увеличить продукты, содержащие железо в усваиваемой форме – мясо, мясопродукты, гречневая каша, зелень, свеклу и т.д.( Восполнить дефицит железа , получить достаточное количество белка и нормализовать стул)
  3. Уход за кожей – смазывание увлажняющим кремом. (Уменьшить сухость кожи, снизить риск травмы)
  4. Беседа с пациенткой о заболевании, его осложнениях, обследовании и лечении.(Включить в процесс лечения и обеспечить достоверные результаты анализов)
  5. Контроль гемодинамики, показателей крови. (Контроль динамики состояния)

·         Оценка: м/с доступно объясняет принципы диетотерапии при ее заболевании.

·         Студент демонстрирует на муляже технику масляной клизмы.

Манипуляции.

1.      Определение пульса, графическая запись в температурном листе.

2.      Измерение АД, графическая запись в температурном листе.

3.      Измерение температуры тела, графическая запись в температурном листе.

4.      Выполнение в/м инъекции.

5.      Набор дозы инсулина. Выполнение п/к инъекции.

6.      Выполнение в/в инъекции.

7.      Техника в/в капельных вливаний.

8.      Забор крови из вены на исследование.

9.      Постановка очистительной клизмы.

10.  Постановка масляной клизмы.

11.  Взятие мочи на общий анализ. Техника. Выписать направление.

12.  Взятие мочи на сахар. Техника. Выписать направление.

13.  Взятие мочи на глюкозурический профиль. Техника. Выписать направление.

14.  Проба Зимницкого. Техника. Выписать направление.

15.  Взятие кала на общий анализ.(копрограмма). Техника. Выписать направление.

16.  Взятие кала на скрытую кровь (проба Грегерсена). Техника. Выписать направление.

17.  Взятие мокроты общий анализ. Техника. Выписать направление.

18.  Взятие мокроты на атипичные клетки. Техника. Выписать направление.

19.  Сбор мочи на стерильность. Техника. Выписать направление.

20.  Разведение антибиотиков 1:2.

21.  Определение водного баланса.

22.  Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.

23.  Провести уход за ушами.

24.  Провести уход за глазами.

25.  Провести уход за носом.

26.  Провести туалет наружных половых органов.

27.  Провести уход за ротовой полостью.

28.  Смена постельного белья.

29.  Смена нательного белья.

30.  Разведение антибиотиков 1:1.